1. Общие положения
1. Настоящие Порядок и условия предоставления медицинской помощи регламентируют принципы организации населению бесплатной медицинской помощи и условия ее предоставления в медицинских организациях, реализующих территориальную программу.
2. При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии с федеральным законодательством пациент имеет право на:
уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
выбор врача (с учетом его согласия), а также выбор медицинской организации;
выбор страховой медицинской организации;
замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин;
профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям;
проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными средствами;
сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
получение от территориального фонда ОМС Брянской области, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере ОМС;
получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации;
присутствие родителей или их законных представителей при оказании медицинской помощи и консультативных услуг детям до 15 лет. В случае оказания медицинской помощи в их отсутствие родители или лица, законно их представляющие, вправе получить у врача исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка и оказанной медицинской помощи.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу медицинской организации, в которой ему оказывается медицинская помощь, в страховые медицинские организации, территориальный фонд ОМС Брянской области, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
3. Оказание медицинской помощи осуществляется в медицинских организациях при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
4. Медицинская помощь гражданам может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях больничных учреждений и других медицинских организаций или в их соответствующих структурных подразде¬лениях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение в случаях, требующих применения интенсивных методов диагностики и лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемиоло¬гическим показаниям).
5. В зависимости от состояния пациента медицинская помощь оказывается в экстренной, неотложной и плановой форме:
1) экстренная медицинская помощь оказывается гражданину безотлага-тельно при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни;
2) неотложная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
6. При оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы граждане имеют право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
7. Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках территориальной программы регулируется приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи» и другими нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
8. Предварительным условием оказания медицинской помощи является добровольное информированное согласие (отказ) пациента на медицинское вмешательство, которое оформляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
9. Если медицинской организацией не может быть оказана необходимая медицинская помощь, медицинская организация обеспечивает перевод гражданина в другую медицинскую организацию, в которой предусмотрено оказание необходимой медицинской помощи.
10. Медицинские организации, участвующие в реализации террито¬риальной программы, размещают информацию о гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в общедоступном месте и на официальном сайте медицинской организации в сети «Интернет» в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
11. При оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе стандартов медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;
3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов — по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;
5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований — при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;
6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.
2. Порядок и условия предоставления скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи
1. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам (взрослым и детям) безотлагательно при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
2. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной форме в круглосуточном режиме заболевшим и пострадавшим, находящимся вне медицинских организаций, в амбулаторных и стационарных условиях, при непосредственном обращении граждан за медицинской помощью на станцию (подстанцию, отделение) скорой медицинской помощи, при катастрофах и стихийных бедствиях.
3. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспор¬тировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья, в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
4. Показаниями для вызова скорой медицинской помощи являются состояния, угрожающие здоровью или жизни граждан, вызванные внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беремен¬ности и при родах, в случаях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
5. Прием вызовов и передача их врачебной (фельдшерской) бригаде осуществляется фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов в течение одной минуты.
6. Выезд бригад, силами которых оказывается скорая медицинская
помощь, на вызовы происходит в порядке их поступления. При большом количестве поступивших обращений первоочередному исполнению
подлежат вызовы с наиболее срочными поводами (дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи, электротравмы, тяжелые травмы, кровотечения, отравления, судороги). Выезд бригад на вызовы осуществляется в течение времени, не превышающем четырех минут с момента получения вызова. Время прибытия бригады к больному на место вызова не должно превышать 20 минут.
7. Оказание скорой медицинской помощи осуществляется на основе стандартов оказания скорой медицинской помощи, утвержденных нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
8. При наличии срочных медицинских показаний для дальнейшего оказания медицинской помощи бригадой скорой медицинской помощи осуществляется экстренная медицинская эвакуация больных и пострадавших в дежурный стационар с оформлением сопроводительного листа.
9. Сведения о больных, не нуждающихся в госпитализации, но состояние которых требует динамического наблюдения, коррекции лечения, ежедневно передаются в поликлинику по месту жительства.
10. Станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи не выдают документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, судебно-медицинские заключения и рецепты, не назначают плановое лечение. В случае констатации факта смерти информация о каждом случае
передается в амбулаторно-поликлиническое учреждение и органы внутренних дел.
11. Станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи выдают устные справки при личном обращении населения или по телефону о месте нахождения больных и пострадавших. По письменному заявлению пациентам или их законным представителям выдаются справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению или копии карт вызова.
12. В соответствии с федеральным законодательством лица, виновные в ложном вызове скорой медицинской помощи, привлекаются к административной ответственности.
13. Скорая специализированная (санитарно-авиационная) медицинская помощь оказывается круглосуточно и предоставляется безотлагательно всем гражданам, находящимся на лечении в лечебно-профилактических учреждениях на территории Брянской области, и при возникновении чрезвычайных ситуаций, массовых заболеваниях, экологических и техногенных катастрофах.
14. Скорая специализированная (санитарно-авиационная) медицинская помощь оказывается государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Брянский территориальный центр медицины катастроф».
15. Право вызова специалистов для оказания скорой специализи¬рованной (санитарно-авиационной) медицинской помощи имеют заведующие отделениями медицинских учреждений, где находится больной, и дежурные врачи.
16. Скорая специализированная (санитарно-авиационная) медицинская помощь оказывается в следующих случаях:
1) при состояниях, угрожающих жизни больного, и при отсутствии в конкретном медицинском учреждении врача-специалиста соответствующего профиля и квалификации или необходимых условий для оказания специализированной медицинской помощи на уровне современных достижений медицинской науки и техники;
2) отсутствие эффекта от проводимой пациенту терапии, прогрес¬сирующее ухудшение состояния больного;
3) трудности в диагностике заболевания и определении тактики лечения;
4) необходимость транспортировки пациента, находящегося в тяжелом состоянии, в учреждения здравоохранения более высокого уровня для оказания специализированной медицинской помощи.
17. Скорая специализированная (санитарно-авиационная) медицинская помощь оказывается в форме:
1) консультаций врачей-специалистов государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Брянский территориальный центр медицины катастроф»;
2) проведения врачами-специалистами лечебно-диагностических мероприятий, а при необходимости оперативного лечения в медицинских учреждениях и организациях, расположенных на территории Брянской области.
Медицинская эвакуация больных, нуждающихся в сопровождении реанимационной бригады, осуществляются на санитарном автомобиле класса С в государственные учреждения здравоохранения, находящиеся на территории Брянской области, для оказания специализированной медицинской помощи.
3. Порядок и условия предоставления первичной медико-санитарной помощи
1. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, а также в подразделениях медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме.
2. Порядок и условия предоставления первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях:
1) первичная медико-санитарная помощь может предоставляться в плановой и неотложной форме, в том числе:
в медицинской организации, оказывающей первичную медико- санитарную помощь (или ее подразделении) по месту жительства (пребывания) пациента;
на дому при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при активном посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения;
при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ним лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание;
по месту выезда мобильной медицинской бригады (выездной поликлиники), в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов, расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климатогеографических условий;
2) для оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения, оказывающие медицинскую помощь в неотложной форме;
3) организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства (признаку проживания или пребывания на определенной территории), месту работы или учебы в определенных организациях. Выбор гражданином медицинской организации, оказывающей первичную медико- санитарную помощь, осуществляется не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина);
4) в выбранной медицинской организации гражданин имеет право на выбор лечащего врача (врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача- педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера, но не чаще, чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации). Выбор лечащего врача осуществляется путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации, прикрепление гражданина осуществляется при наличии согласия врача, выбранного пациентом, с учетом рекомендуемой численности обслуживаемого населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала;
5) установление зон обслуживания и закрепление населения за амбулаторно-поликлиническими и стационарно-поликлиническими учреждениями производится департаментом здравоохранения Брянской области в целях соблюдения принципа оказания первичной медико- санитарной помощи по месту жительства с учетом численности, плотности, возрастно-полового состава населения, уровня заболеваемости, географических и иных особенностей территорий;
6) распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населения в целях максимального обеспечения ее доступности;
7) оказание первичной специализированной медицинской помощи осуществляется врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию;
8) первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов медицинской помощи;
9) первичная медико-санитарная помощь в плановой форме предоставляется при предъявлении полиса обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) и паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего;
10) неотложная медицинская помощь лицам, обратившимся в амбулаторно-поликлиническую медицинскую организацию с признаками неотложных состояний, оказывается безотлагательно;
11) детям со дня рождения до дня государственной регистрации рождения (в период до оформления полиса ОМС) медицинская помощь может предоставляться при предъявлении полиса ОМС и паспорта одного из родителей (опекуна, усыновителя) по их месту проживания;
12) прием плановых больных врачом может осуществляться как по предварительной записи (самозаписи), так и по талону на прием, полученному в день обращения;
13) при оказании первичной медико-санитарной и первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях допускается срок ожидания для плановых больных на прием к врачам основных специальностей (врачу-терапевту, врачу-терапевту участковому, врачу-педиатру, врачу-педиатру участковому, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-хирургу, врачу акушеру-гинекологу, врачу- стоматологу), но не более двух дней, к остальным врачам-специалистам — не более десяти рабочих дней;
14) объем диагностических и лечебных мероприятий, необходимость в консультациях врачей-специалистов для конкретного пациента определяется лечащим врачом. Время ожидания приема лечащего врача в поликлинике не должно превышать одного часа, кроме состояний, требующих оказания неотложной помощи;
15) время, отведенное на прием пациента в поликлинике, определяется исходя из врачебной нагрузки по конкретной специальности, утвержденной главным врачом медицинской организации;
16) первичная специализированная медико-санитарная помощь (консультативно-диагностическая) в амбулаторно-поликлинических учреждениях предоставляется по направлению лечащего врача или другого врача- специалиста территориальной поликлиники с обязательным указанием цели консультации, при наличии результатов предварительного исследования в соответствии с профильностью консультации, период ожидания консультативного приема не должен превышать десяти рабочих дней, за исключением федеральных медицинских организаций, где период ожидания консультативного приема допускается в пределах двух месяцев;
17) лабораторно-инструментальные методы исследования гражданам предоставляются по направлению лечащего врача или врача-специалиста при наличии медицинских показаний и в соответствии с принятыми стандартами обследования по данному заболеванию;
18) в случаях, когда потребность в лабораторно-диагностических методах исследования превышает нормативную нагрузку диагностической службы, медицинская помощь оказывается в порядке очередности с обязательным ведением листов ожидания, сроки ожидания на лабораторные
исследования, диагностические инструментальные исследования, включая исследования функциональной и лучевой диагностики, не должны превышать десяти рабочих дней, плановое проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии осуществляется со сроком ожидания не более 30 рабочих дней (с ведением листов ожидания). Данный порядок не распространяется на экстренные и неотложные состояния;
19) при наличии медицинских показаний для проведения консультации специалиста и (или) лабораторно-диагностического исследования, отсутствующего в данном медицинском учреждении, пациент должен быть направлен в другое медицинское учреждение, где эти медицинские услуги предоставляются бесплатно.
3. Условия предоставления первичной медико-санитарной помощи, предоставляемой медицинскими работниками амбулаторно-поликлинических учреждений на дому:
1) медицинская помощь на дому, в том числе по вызову, переданному медицинскими работниками скорой медицинской помощи, оказывается при острых и внезапных ухудшениях состояния здоровья, не позволяющих больному посетить поликлинику, в том числе и при тяжелых хронических заболеваниях, состояниях, угрожающих окружающим (инфекционные заболевания до окончания заразного периода, наличие контакта с инфекционным больным, наличие симптомов инфекционного заболевания и другие), острых заболеваниях и состояниях детей до 3 лет, наличии показаний для соблюдения домашнего режима, рекомендованного лечащим врачом;
2) активные посещения медицинским работником (врачом, фельдшером, медицинской сестрой, акушеркой) пациента на дому осуществляются для проведения патронажа детей до 1 года, дородового патронажа, патронажа родильниц, организации профилактических и превентивных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами по организации медицинской помощи;
3) время ожидания медицинского работника для оказания медицинской помощи или медицинских услуг на дому составляет не более шести часов с момента регистрации вызова;
4) время ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи на дому в неотложной форме не должно превышать двух часов с момента регистрации вызова;
5) первичная специализированная медико-санитарная (консультативно-диагностическая) помощь на дому осуществляется по направлению лечащего врача не позже 14 рабочих дней с момента заявки, в неотложных случаях — в день заявки;
6) для констатации факта смерти на дому в часы работы поликлиники осуществляется выход на дом врача (фельдшера — при отсутствии врача в сельской местности).
4. Оказание пациенту первичной медико-санитарной помощи включает:
1) осмотр пациента;
2) постановку предварительного диагноза, составление плана обследования и лечения, постановку клинического диагноза, решение вопроса о трудоспособности и режиме;
3) осуществление необходимых лечебно-диагностических мероприятий непосредственно в кабинете специалиста в соответствии с квалификацион¬ными требованиями по каждой специальности;
4) организацию и своевременное осуществление необходимых лечебно-диагностических, профилактических, противоэпидемических и карантинных мероприятий;
5) при наличии медицинских показаний проведение неотложных мероприятий в объеме первой врачебной помощи, в случае непосредственной угрозы жизни организуется перевод пациента на следующий этап оказания медицинской помощи;
6) оформление медицинской документации;
7) предоставление пациенту необходимой информации о состоянии его здоровья и разъяснение порядка проведения лечебно-диагностических и профилактических мероприятий;
8) предоставление пациенту необходимых документов, обеспечиваю¬щих возможность лечения амбулаторно или на дому, в том числе в условиях стационара на дому (рецепты, справки, листок временной нетрудоспособ¬ности, направления на лечебно-диагностические процедуры и иное).
Объем первичной медико-санитарной помощи на дому включает те же мероприятия, за исключением мероприятий, проведение которых возможно только в условиях поликлиники.
5. Направление пациента на плановую госпитализацию в стационары круглосуточного пребывания и дневные стационары осуществляется при наличии медицинских показаний лечащим врачом или врачом-специалистом, в направлении должны указываться данные объективного обследования, результаты лабораторных и инструментальных исследований, выполненных на догоспитальном этапе.
6. Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях, в том числе при посещении на дому, при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, не требующих экстренного медицинского вмешательства.
4. Порядок и условия предоставления специализированной медицинской
помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи
1. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицин¬ская помощь оказывается в стационарных условиях и условиях дневного стационара.
2. Госпитализация в круглосуточный стационар осуществляется по направлению лечащего врача или врача-специалиста амбулаторно-поликлинического учреждения в соответствии с медицинскими показаниями, требующими госпитального режима, проведения интенсивных методов лечения и круглосуточного наблюдения врача, скорой медицинской помощью по срочным медицинским показаниям, а также при самостоятельном обращении пациента для оказания экстренной медицинской помощи при наличии показаний к госпитализации.
3. Специализированная медицинская помощь в круглосуточном стационаре организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе утвержденных клинических протоколов и стандартов медицинской помощи по заболеваниям, послужившим причиной госпитализации.
4. Оказание плановой специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара гражданам из других муниципальных образований в Брянской области осуществляется бесплатно по направлению медицинской организации с места жительства пациента в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми нормативными документами Российской Федерации, и маршрутизации пациентов по профилям медицинской помощи, установленными нормативными документами Брянской области.
5. Время ожидания на плановую госпитализацию для оказания специализированной медицинской помощи (за исключением высоко-технологичной) допускается не более 30 дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемое лечащим врачом время) в зависимости от состояния больного и характера течения заболевания. Время ожидания плановой госпитализации для получения высокотехнологичной помощи определяется исходя из потребности в данных видах медицинской помощи, ресурсных возможностей медицинского учреждения и наличия очередности.
6. Условия госпитализации в медицинские организации:
1) обязательным условием является наличие направления на плановую госпитализацию и данных догоспитального обследования;
2) время госпитализации в больничное учреждение по экстренным показаниям должно быть максимально коротким, время нахождения больного в приемном покое при плановой госпитализации не должно превышать 3 часов;
3) больные размещаются в палатах на 2 и более мест с соблюдением действующих санитарно-гигиенических требований и норм, при отсутствии в профильном отделении свободных мест допускается размещение больных, поступивших по экстренным показаниям, вне палаты на срок не более одних суток;
4) размещение пациентов в маломестных палатах (боксах) осуществляется по медицинским и эпидемиологическим показаниям, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 535н «Об утверждении перечня медицинских и эпидемиологических показаний к размещению пациентов в маломестных палатах (боксах)»;
5) проведение лечебно-диагностических манипуляций начинается в день госпитализации в соответствии с назначением лечащего или дежурного врача.
7. По медицинским показаниям возможно предоставление больным поста индивидуального ухода.
8. Гарантируется предоставление права одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка; при совместном пребывании с госпитализированным больным ребенком в возрасте до четырех лет включительно, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний (по заключению врачебной комиссии о необходимости осуществления индивидуального ухода и в иных исключительных случаях) предоставляется бесплатное питание и предоставление спального места.
9. Гарантируется перевод пациента в другое медицинское учреждение при наличии медицинских показаний, а также при отсутствии у данного медицинского учреждения лицензии на оказание необходимых пациенту видов медицинской помощи и медицинских услуг.
10. В случае отсутствия в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, возможности проведения пациенту, находящемуся на стационарном лечении, необходимых диагностических исследований, медицинская организация обеспечивает транспортировку гражданина в сопровождении медицинского работника в другую медицинскую организацию, в которой предусмотрено проведение необходимых диагностических исследований в соответствии с порядками и на основе стандартов и клинических протоколов оказания медицинской помощи, а также маршрутизацию пациентов по профилям медицинской помощи, установленным нормативными документами Российской Федерации и Брянской области.
11. В случае нарушения больничного режима пациент может быть выписан из стационара досрочно с соответствующими отметками в медицинской и иной документации, при условии отсутствия угрозы для здоровья и жизни пациента, отсутствия необходимости изоляции по эпидемиологическим показаниям.
12. Порядок проведения экстракорпорального оплодотворения устанав-ливается в соответствии с порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, утверждаемым Министерством здравоохране¬ния Российской Федерации, а также с приказами департамента здравоохранения Брянской области.
5. Порядок и условия предоставления первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов
1. Дневные стационары могут организовываться в виде: дневного стационара в амбулаторно-поликлиническом учреждении; дневного стационара в больничном учреждении в структуре
круглосуточного стационара; стационара на дому.
2. Условия оказания медицинской помощи в дневных стационарах всех типов:
1) показанием для направления больного в дневной стационар (стационар на дому) является необходимость проведения активных лечебно¬диагностических и реабилитационных мероприятий, которые невозможно провести в амбулаторных условиях, а также не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе после выписки из стационара круглосуточного пребывания. Длительность ежедневного проведения вышеназванных мероприятий в дневном стационаре составляет не менее 3 часов;
2) допускается очередность на госпитализацию в дневные стационары в пределах до 30 дней в зависимости от состояния больного и характера течения заболевания;
3) в дневном стационаре в условиях медицинской организации больному предоставляются:
в дневном стационаре при амбулаторно-поликлиническом учрежде¬нии — место (койка), в дневном стационаре при круглосуточном стационаре — койка на период проведения лечебно-диагностических или реабилитацион¬ных мероприятий;
ежедневное наблюдение лечащего врача;
диагностика и лечение заболевания в соответствии с клиническими протоколами и стандартами;
медикаментозная терапия, в том числе с использованием парентеральных путей введения (внутривенные, внутримышечные, подкож¬ные инъекции и иное);
лечебные манипуляции и процедуры по показаниям;
4) в стационаре на дому больному предоставляются: ежедневное наблюдение лечащего врача;
диагностика и лечение заболевания в соответствии с клиническими протоколами и стандартами;
транспорт для доставки в медицинскую организацию (учреждение) с целью проведения необходимых диагностических исследований, проведение которых на дому невозможно, с учетом состояния здоровья пациента.
6. Порядок и условия предоставления паллиативной медицинской помощи
1. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
2. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
3. Паллиативная медицинская помощь оказывается неизлечимым больным, имеющим существенно ограниченные физические или психические возможности и нуждающимся в интенсивной симптоматической терапии, психосоциальной помощи, длительном постороннем уходе.
4. Оказание паллиативной медицинской помощи неизлечимым больным осуществляется врачами по паллиативной медицинской помощи, прошедшими обучение по оказанию паллиативной медицинской помощи, во взаимодействии с врачами-специалистами по профилю основного заболевания пациента и другими врачами-специалистами.
Медицинские работники, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, руководствуются рекомендациями врачей-специалистов, прошедших обучение по оказанию паллиативной медицинской помощи.
5. Сведения о медицинских организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, доводятся до граждан лечащими врачами, в том числе путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Направление больных в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи) и врачи-специалисты по профилю основного заболевания больного.
7. В медицинской организации, оказывающей паллиативную медицинскую помощь в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара, осуществляется проведение лечебных мероприятий, определение медицинских показаний для направления больного на стационарное лечение, при наличии медицинских показаний организуется консультация врачей- специалистов.
8. При отсутствии возможности оказания больному паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара пациент в плановом порядке направляется в медицинскую
организацию, имеющую в своем составе отделение паллиативной медицинской помощи или центр паллиативной медицинской помощи.
7. Порядок реализации установленного законодательством Российской
Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в учреждениях здравоохранения Брянской области
1. Право на внеочередное оказание медицинской помощи имеют отдельные категории граждан, определенные действующим федеральным и региональным законодательством.
2. Внеочередная медицинская помощь отдельным категориям граждан оказывается в медицинских организациях, участвующих в реализации программы, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности при наличии медицинских показаний.
3. Информация о категориях граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи, должна быть размещена организациями здравоохранения на стендах и в иных общедоступных местах.
4. При обращении граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи, в амбулаторно-поликлиническом медицинском учреждении регистратура организует запись пациента на прием к врачу вне очереди. При необходимости выполнения диагностических исследований и лечебных манипуляций лечащий врач организует их предоставление в первоочередном порядке.
5. Предоставление плановой стационарной медицинской помощи и амбулаторной медицинской помощи в условиях дневных стационаров гражданам, имеющим право на внеочередное оказание медицинской помощи, осуществляется вне основной очередности. Решение о внеочередном оказании медицинской помощи принимает врачебная комиссия медицинского учреждения по представлению лечащего врача или заведующего отделением, о чем делается соответствующая запись в листе ожидания.
6. При необходимости оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи учреждение здравоохранения по решению врачебной комиссии направляет граждан с медицинским заключением в медицинские учреждения, где эта помощь может быть предоставлена, для решения вопроса об оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и решения вопроса о внеочередном ее предоставлении.
Территориальные нормативы объема медицинской помощи
Территориальные нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по территориальной программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования — в расчете на 1 застрахованное лицо.
Территориальные нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово- экономического обоснования размера территориальных подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных территориальной программой, и на 2016 год составляют:
для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,3 вызова на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 0,197, II уровень — 0,103);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования):
за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов -0, 125 посещения на 1 жителя (в том числе II уровень — 0,066, Ш уровень -0,059),в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования — 2,251 посещения на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 1,093, II уровень — 0,959, III уровень — 0,199), в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 2,154 посещения на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 1,049, II уровень —
0, 916, III уровень — 0,189), сверх базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,097 посещения на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 0,044, IIуровень — 0,043, III уровень — 0,010);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями:
за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов — 0,062 обращения на 1 жителя (в том числе II уровень — 0,011, III уровень — 0,051),в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования — 1,978 обращения на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 0,967, II уровень — 0,691, III уровень — 0,320), в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 1,909 обращения на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 0,937, II уровень —
0, 660, III уровень — 0,312), сверх базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,069 обращения на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 0,030, II уровень — 0,031, III уровень — 0,008);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,447 посещения на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 0,241, II уровень — 0,179, III уровень — 0,027); для медицинской помощи в условиях дневных стационаров: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов -0, 001 случая лечения на 1 жителя (в том числе III уровень — 0,001);
в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования — 0,06106 случая лечения на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 0,021, II уровень — 0,018, III уровень — 0,02206), в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,061 случая лечения на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 0,021, II уровень — 0,018, III уровень — 0,022), сверх базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,00006 случая лечения на 1 застрахованное лицо (в том числе III уровень — 0,00006);
для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях:
за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов -0, 008 случая госпитализации (законченного случая лечения в стационарных условиях) на 1 жителя (в том числе II уровень — 0,003, III уровень — 0,005),
в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования — 0,18475 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 0,02727, II уровень — 0,05982, III уровень -0, 09766), в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,18459 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо (в том числе I уровень — 0,02727, II уровень — 0,05976, Ш уровень — 0,09756), сверх базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,00016 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо (в том числе II уровень — 0,00006, III уровень — 0,00010);
в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Медицинская реабилитация», и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,065 койко-дня на 1 застрахованное лицо (в том числе II уровень — 0,038, III уровень — 0,027);
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов — 0,014 койко- дня на 1 жителя (в том числе I уровень — 0,014).
Объем высокотехнологичной медицинской помощи в целом по территориальной программе в расчете на 1 жителя составляет на 2016 год 0, 0029 случая госпитализации.
Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, включается в территориальные нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.